Главная

Передвижная выставка «Симфония Урала», 2019 г.

Фестиваль Satka Street Art Fest в 2019 году приобрел новый формат. В июле в Ангаре работало сразу несколько групп художников — Сергей Акрамов, Даниил Danet и Максим Реванш из Екатеринбурга, Алексей Батис (Batis) и Тимур Абдуллаев (Brazil) из Челябинска, а также юные и профессиональные художники Сатки. Из иностранных художников участие в проекте приняли французский художник Nebay и немецкий художник Хендрик Байкирх. Вместе они создали целую галерею на передвижных холстах, которые затем экспонировались на площаде перед ДК «Магнезит».

Работу в Ангаре художники назвали большой арт-тусовкой и лабораторией граффити. Оба определения — очень точные. Здесь царила особая атмосфера. Огромные ворота Ангара были открыты с утра до вечера, звучала музыка, пахло краской, еще недавно белые холсты фанерных конструкций постепенно превращались в картины, коллажи и целые истории.

Все художники абсолютно по-разному раскрыли тему фестиваля «Симфония Урала». У каждой работы — своя особенность и звучание. А особенность фестиваля еще и том, что по соседству с граффити-художниками работали саткинцы — ребята, которые занимаются в школах искусств и планируют связать свою жизнь с искусством и творчеством. А также участники проекта «Яркая Сатка» и состоявшиеся художники — преподаватели Вера Мошкина (ДШИ №1 им. Ю. А. Розума), Валентина Абросимова (школа №11), Любовь Коростелева (школа №40) и художник-оформитель ДК «Строитель» Валерий Уланов.

За происходящим без устали следили ребята, влюбленные в уличное искусство — участники проекта Satka Dreamville. Кстати, они успели разрисовать на свой вкус и цвет все бочки в импровизированном саду на территории Ангара.

А вечером для юных художников состоялся мастер-класс, по итогам которого на территории Ангара появился новый арт-объект. Тимур Абдуллаев (Brazil) вместе со своими учениками превратил огромную бочку в яркий объёмный аквариум. И в процессе преображения объекта участники художественного урока узнавали тонкости создания граффити: когда и зачем нужно менять насадки у баллончиков с краской, как наносить разные слои разными приемами, создавать объем, глубину, игру света и теней и так далее. Готовый результат впечатляет.

— Мне нравится женская красота и красота Уральских гор, — рассказывает о своей работе в стиле фотореализма Тимур Абдуллаев. — Как это связано с темой фестиваля? Мелодия звучит, когда ты стоишь в горах и слушаешь природу, пение птиц. Даже у трассы М-5, которая для меня очень много значит, потому что постоянно езжу на машине в Москву и Уфу, проезжая мимо Сатки, кстати, — своё звучание. Эти горы, вечера, сама атмосфера дороги — тоже определенная мелодия для меня. За рулем я всегда включаю музыку, наслаждаюсь поездками, видами, вспоминаю какие-то моменты жизни. И, как мужчина, я люблю женщин, поэтому на фоне всего о чем, рассказал и отразил, — женский портрет.

— Как Вам атмосфера, царящая здесь, в Ангаре?

— Прикольно! Получилась гигантская лаборатория стрит-арта, которая собрала крутых художников!

— За работой коллег и наших ребят наблюдаете?

— Конечно! Всех ребят, художников, знаю, и они — меня, но у нас очень разное мировоззрение, и творчество сильно отличается. У меня более классическое — для обычных людей, а у них — для ценителей искусства. Познакомился и с саткинскими художниками и преподавателями. Мне более близки люди-ремесленники. Очень близок трафаретный стиль, в котором работает одна из педагогов (Любовь Коростелева — ред.). Сразу увидел себя — часто заказывают трафаретные работы, а вообще — самые разные: с 3D-эффектами, фотореализм, фасады, вывески, офисы оформляем, — перечисляет Тимур, показывая портфолио. Кстати, есть в нём и работы, которые наверняка видели и помнят саткинцы, — огромные росписи на фасадах дома в Магнитогорске, где в дни новогодних праздников прогремел взрыв, и ТК «Родник» в Челябинске. Есть его работа и Сатке: Тимур был участником фестиваля «Энергия улиц» в 2016 году и рисовал на стадионе школы №5.

Совершенно в другом стиле работает Алексей Батис, автор объемной абстракции в очень ярком лиловом цвете.

— В абстракции каждый видит разное, — считает Алексей. — Эта работа навеяна музыкой и темой фестиваля. Я очень много уделяю внимания цветовой гамме, именно в такой давно не рисовал, даже самому интересно, каким будет результат. Все художники используют, в основном, стандартные цвета. А здесь помимо того, что формы сами по себе уникальные, плюс цветовое решение необычное — все вместе создает уникальный рисунок.

— Как реагируют дети на Вашу работу?

— Наблюдают, но им абстракцию гораздо сложнее понять, чем другие работы.

— Зато они видят, как рождаются такие сложности…

— Рисовать можно что угодно, но я не вижу в этом творчества. А из абстрактных форм можно создать и лицо, и животное, любой узнаваемый объект, но при этом я останусь в своей стилистике. Здесь нет каких-то рамок, больше свободы. Хочется делать более сложные работы, совмещать, экспериментировать. И если есть желание и возможности развиваться в этой сфере, можно многое придумать. Все зависит от того, нравится тебе это или нет. Но как раз это и сложно — рисовать то, что ты хочешь, не зависимо от того, поймет ли тебя публика. В этом плане, если сравнить наши города, то, я считаю, что Сатка, куда приезжали и приезжают самые разные художники, более культурно развита, чем Челябинск.

— Сегодня многие города переживают бум граффити?

— Это не бум. Просто в граффити проник маркетинг, и финансовая сторона играет большую роль. При этом идет подмена понятий: по факту это — художественная роспись, а не граффити. Это мое личное мнение. Многие, особенно в администрациях, хотят оформить что-то на халяву: ты же просто так рисуешь, нарисуй для нас. И какой-нибудь художник, особенно молодой, потратит свое время, себя, а кто-то другой получит за него деньги.

— А как было бы в идеале?

— В идеале, художник, который состоялся, рисует то, что он хочет, может, и небольшой гонорар получает, потому что его труд здесь ценят, или ему выделяют материалы, но при этом ничего не диктуют. Если бы в Челябинске было бы минимум того, что делает ваш фестиваль, было бы развитие. Но, к сожалению, его нет — только коммерция, только по заказу или с учетом мнения народа. Но как может народ судить о граффити, если он не варится в этой сфере, как он может отбирать эскизы, работы оценивать? Ты можешь не понимать творчество художника, но если ты понимаешь, что это его уникальный стиль, за которым стоят годы труда и поиска, только за это стоит его уважать. Может быть и наоборот: ты уважаешь художника как человека, но тебе не нравится то, что он делает. Тогда говорите об этом открыто, но аргументировано. Даже если в рисунке есть доля агрессии — пусть, нарисуй ее не в людном месте. А сегодня всем подавай простые, попсовые картинки. Но в этом нет развития. Получается, ты топчешься на месте ради того, чтоб получить признание людей, которые ничего не понимают в этом творчестве…

— Сейчас лето — самый сезон для творчества и развития, например, на таких площадках как «Satka Street Art Fest»?

— Побольше бы таких мероприятий, с такой организацией и понимающими людьми, как ваш фестиваль! Редко бывает такая возможность реализовать что-то творческое. Когда я скинул организаторам свой эскиз, он был готов процентов на 20, потом я его долго дорабатывал. Эскиз приняли. Всё адекватно, лояльно. Предоставили материалы, закупили краски (я, конечно, все с собой привез, потому что очень трепетно к этому отношусь). Здесь понимают самое главное: реализоваться в плане творчества для художника — это одно, а в плане коммерции — совсем другое.

Рисование — это общение. Это очень важно. Если получится, мы с ребятами порисуем, вместе интереснее, больше эмоций, кайфа — ты рисуешь, общаешься, отдыхаешь. Завтра у нас экскурсионная программа, а потом было бы здорово пойти куда-нибудь порисовать…