Главная

Ольга Киселева

Художница, одна из пионеров сайенс-арта в России.

Родилась в 1965 году в Ленинграде. Окончила художественную школу № 190 при Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной и Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица (факультет декоративно-прикладного искусства). Занималась изготовлением гобеленов и ковров по государственным заказам, оформлением театральных постановок. В 1989 году во время падения Берлинской стены, Киселёва с группой молодых художников из России была приглашена провести серию акций в берлинском музее Стены (Museum Haus am Checkpoint Charlie), который приобрел её работы. В 1993 –1995 году много времени проводила в Париже, где поступила в университет Сорбонна и познакомилась с ключевыми персонажами интернациональной художественной сцены, участвовалав международных выставках. В 1996 году защитила диссертацию в Санкт-Петербурге и Сорбонне, издав по её мотивам книгу «Компьютерное искусство как форма диалога» (Cyberart, un essai sur l’art du dialogue. l’Harmattan, Paris, 1998), которая стала одним из первых изданий по медиаикусству в мире. В 2000 году по гранту фонда Фулбрайт попала на стажировку к дизайнерам Силиконовой долины (Калифорния, США), с котороми работала над интерактивными мобильными интерфейсами. Участница Венецианской, Стамбульской, Берлинской и Московской биеннале.

Имеет награды Академии наук Франции, муниципалитета города Сан-Себастьяна, международную премию фонда «Про Арте» (Россия).

Работы находятся в собраниях музев (МОМА, Государственный Русский музей и др.) и крупных частных коллекциях (Седрик Лиенарт, Галила Холландер и др.).

Творчество Ольги Киселёвой есть продолжение художественных течений, прогрессировавших в двадцатом столетии: от Дюшана и Габо до кибернетического искусства 50-х годов и телематических инсталляций 70-80-х. Киселёва нашла в себе творческие силы, позволившие ей влиться в интернациональное движение искусства новых медиа, не разрывая при этом связи со своим русским прошлым. Искусство художницы представляется нам чрезвычайно ценным как для мировой, так и для русской истории искусства рубежа тысячелетий.

Технологическое многообразие, различные интерактивные типы, пространственно-временные и тактильные особенности, художественный образ, строящийся на коммуникативных свойствах объекта в процессе его создания и на этапе его экспонирования, множество способов взаимодействия с произведением: все это отличает творчество художницы и находит отклики в эволюции искусства XX—XXI веков.

Совокупность уникальности личности Ольги Киселёвой с комплексом качеств интерактивного искусства, которые, в таком объёме, невозможно встретить ни у одного современного художника, ставит её в совершенно особое положение, и делает её художественные открытия крайне важными для эволюции искусства новых медиа.

Автор участвовал в проектах:

Смотреть все