Ко дню рождения «Магнезита», который компания отмечала 21 сентября 2022 г., художница Кристина Горланова завершила работу над инсталляцией «Время собирать камни», выполненной из кернов*. Это большое, невероятно притягательное своей уникальной фактурой и графикой каменное панно украшает одну из стен холла в здании офиса Группы Магнезит.
Это второй проект Кристины, созданный в Сатке из кернов. Напомним, в 2021 году, в сотрудничестве с фондом «Собрание» и Группой Магнезит, художница создала сайт-специфичную** инсталляцию «Проба породы». Работа была представлена в ДК «Магнезит», а затем её главная часть – колонны из кернов и металла – «переехала» в офис Группы Магнезит.
– С Саткой у меня довольно любопытная история: все идеи рождаются здесь, на месте, я не делала в вашем городе ни одного проекта, который был бы придуман мной вне Сатки, – говорит Кристина Горланова. – И панно было задумано год назад, когда мы работали над проектом «Проба породы». Керны очень красивые сами по себе, и поскольку мне нужно было посмотреть, как они сочетаются и стыкуются между собой, понять, сколько нужно камня, я довольно плотными рядами выкладывала их на полу. И уже тогда было понятно, что такие ряды складываются в живописное панно, благодаря структуре, цвету и рисунку кернов из горных пород – в основном, это доломит и магнезит, с разными примесями.
Изначально новая работа задумывалась небольшой по размеру, с рифмующимися рядами кернов, которую можно будет закрепить на стене. Но когда художница начала обсуждать свою идею с технической точки зрения (партнёром проекта выступили саткинские предприниматели Тагир и Людмила Абраровы, специалисты по производству мебели), стало понятно: необходимо другое решение.
– Поскольку камень тяжёлый, для панно из него нужен нижний упор, поэтому от «картины» в раме мы отказались, – поясняет Кристина. – А когда определились с местом для работы, стало понятно, что в холле надо делать панно большого размера. Выбрали эту стену (панно расположено на левой стене холла, главный вход в офис компании), и нашему прекрасному мастеру и партнёру Тагиру пришлось решать сложную задачу – сделать из фанеры и дерева раму-основу, к которой я буду крепить керны. У нас были настоящие инженерные баталии, но в итоге получилась классная конструкция, полностью отвечающая моей идее. Предварительно я посмотрела разные геологические коллекции – и любительские, и профессиональные, изучала кернохранилища. Керны – это утилитарный материал, но его не всегда выбрасывают. Они нужны для геологических исследований, поэтому иногда их сохраняют. В современных кернохранилищах стали использовать пластиковые контейнеры, но раньше образцы хранили в деревянных коробах с перегородками. Кроме того, есть геологические коробки небольшого размера, тоже деревянные и невероятно красивые. В них камни лежат на полочках, как сокровища. Их часто используют в декоративных целях, как интерьерные украшения. И конструкция, которую мы придумали, похожа на коробочку с геологической коллекцией. Очень важно, что в идее оформления мы сохранили деревянные горизонтали из перегородок. Теоретически, конечно, можно было занять всё пространство камнем, приклеенным прямо на стену. Но, во-первых, мне хотелось показать его суть, ценность и красоту, поэтому керны нужно было немного «оторвать» от стены. А во-вторых, вписать историю про сокровища, которые тебе ценны. В этой связи я вспомнила историю из своего детства.
Оказалось, что Кристина выросла в доме, под Екатеринбургом, где сейчас живут её родители. Недалеко находился старый, заросший карьер, в котором будущая художница собирала свои сокровища.
– Очень любила там гулять и находила всякие прекрасные камни, сверкающие, переливающиеся, невероятной красоты. И в бесчисленном количестве приносила их домой, – вспоминает автор инсталляции. – Никто, конечно, этому не был рад, и мне предложили складывать свою коллекцию в сарае. А там, поскольку дом ещё строился, хранились доски, сложенные рядами в «стопку», с небольшим расстоянием между друг другом (через прокладки). И я между этими досками выкладывала свои сокровища, считая эту коллекцию собственным музеем камня. Мне это очень нравилось, и именно этот эпизод я вспомнила, когда в очередной раз согласилась приехать в Сатку и сделать новую работу из кернов.
Кристина признаётся, что несмотря на большую занятость в сентябре, из-за чего ей было сложно найти «окно» (пришлось переносить несколько работ и лекции), она не жалеет о своём решении, потому что любит приезжать в Сатку.
– Этот город помогает отвлечься от привычного ритма, а сейчас и от окружающей обстановки, ситуации в стране и культуре, от последних новостей и событий, сообщений о том, что всё больше твоих друзей уезжают… Это всё очень тяжело, – признается художница, – поэтому для меня стала важной поездка сюда, новый проект, сотрудничество с Фондом «Собрание», с которым всегда комфортно, приятно и интересно работать. Искренне благодарна Фонду и Группе Магнезит за то, что они дают возможность работать с местным контекстом. Я не забрала никакой работы из созданных в Сатке, они остаются здесь, и для меня это принципиальный момент, как и то, как отнесутся люди к результату моего творчества. Я уеду, а эта работа останется с ними, они будут видеть её каждый день. И мне бы хотелось, чтобы они потратили какое-то время, использовали момент и посмотрели на панно. Это абсолютно чистая вещь, все камни использованы в том виде, в котором их сюда привезли, мы не дробили керны, чтобы подогнать их по размеру. И, с одной стороны, панно показывает труд природы, создавшей невероятный рисунок камня. С другой стороны – труд человека, в результате которого, мы можем увидеть эти узоры на гладкой поверхности керна, ведь в естественной среде они скрыты от нас внутри породы. И есть в этой работе что-то медитативное, потому что каждый камень ты держишь в руках по несколько раз: отбираешь, моешь, пристраиваешь друг к другу по цвету, линиям рисунка, излому сколов, вклеиваешь, покрываешь лаком, который придаёт камню чуть больше контрастности и даёт возможность ухаживать за поверхностью панно (протирать пыль)… Я надеюсь, что работа будет доставлять удовольствие, потому что керны сами по себе очень красивые, а собранные в панно, они заставляют глаз зрителя двигаться. Сверху вниз – от более светлых оттенков магнезита к более тёмному цвету доломита. А также по горизонтальным линиям, в которых можно многое рассмотреть, например, продолжающийся ритм полосок или намеренно оставленные мной сколы и трещины, чтобы показать неоднородность породы, её хрупкость.
Кстати, многие, кто видел Кристину за работой, делились с ней мнением о создаваемом панно.
Кто-то откровенно удивлялся, что художница использует в творчестве «мусор». А большинство оценило красоту и ценность идеи, в которой есть связь с настоящим и историей «Магнезита», с горной породой, с Саткинскими месторождениями полезных ископаемых, с основой жизни города. Некоторые признавались, что много лет работали в шахте или карьере, но никогда не держали керны в руках, поэтому спрашивали разрешение и брали их кусочки на память.
—
Размер панно из кернов 3,9 метра в длину и 2,65 метра в высоту. Всего в нем 67 каменных рядов, общей протяженностью немногим более 260 метров.