Главная

Инсталляция «Проба породы», 2021 г.

В июне 2021 года в ДК «Магнезит» была создана сайт-специфичная инсталляция* «Проба породы». Её автор — Кристина Горланова, художница, куратор, заведующая Уральским филиалом государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, рассказала о своем проекте, главными героями которого благодаря своим живописным свойствам стали магнезит и доломит. А также о том, какую роль в перерождении первоначального художественного замысла сыграла архитектура дворца культуры, какие пробы и эксперименты она проводила в своей студии и кто стал помощником и соучастником сложного в изготовлении и монтаже проекта, который удалось воплотить в жизнь всего за две недели.

Работу Кристины посетитель мог заметить еще на подходе к главному фасаду дворца культуры «Магнезит».

— Архитектурные элементы здания и интерьер ДК участвуют в произведении наравне с минералами — магнезитом и доломитом — и изображениями карьера, показывая взаимосвязь времён и подчёркивая специфику места, — отметила художница в анонсе выставки. Именно место, выбранное для проекта, и стало вдохновляющей силой для художницы.

— Перед интервью специально решила посмотреть, когда начала работать над этим проектом, оказалось, четыре года назад. Всё началось в июле 2017 года с предложения коллеги Жени Чайки (тогда она планировала проект «Индустриальный променад») и предлагала художникам выбрать местные материалы для работы. Проект перенесли на сентябрь, поэтому я не смогла в нем участвовать, но именно тем летом я увидела керны** магнезита и доломита. Это невероятно красивый материал цилиндрической формы! Магнезит с почти цветочным рисунком, доломит тёмный, иногда с белым рисунком. Они оба графичные, оба монохромные и очень красивые сами по себе. В общем я заинтересовалась и захотела что-нибудь придумать. Поскольку керны — классный материал, мне не хотелось его сильно менять, сохранив его узнаваемую цилиндрическую форму, — рассказывает Кристина. — Очень долго думала, как с ними поступить. Когда мне из Сатки в Екатеринбург привезли коробку с кернами, я начала экспериментировать с ними в студии. Смотрела, как они работают вместе — композиционно, как работают с цветом, со светом, как их можно показать в экспозиции и так далее.

Оказалось, что первоначально Кристина планировала создать из кернов абстрактную скульптуру и в качестве выставочного пространства рассматривала зал для временных экспозиций в музее «Магнезит». Но прошло время, проект откладывался по разным причинам, и в итоге родилась совсем другая идея — очень красивая, очень специфичная и символичная для Сатки и «Магнезита».

— Абстрактные скульптуры выглядят неплохо, но, работая над первыми эскизами, я понимала, что мне чего то не хватает. В итоге я довольна тем, как все случилось. Иногда, видимо, действительно нужно четыре года, чтобы проект заработал, — признается Кристина. — Я рада, что тот проект, который придумала в 2017 году, не состоялся. И благодарна своим кураторам и Фонду «Собрание» за веру в меня, долгое ожидание результата и поддержку на всем этом пути. Однажды, я снова приехала в Сатку, с коллегами из ГЦСИ мы читали лекцию по современному искусству в «Арт-Сатке». И тогда координатор культурных проектов Фонда «Собрание» Валерия Цой предложила мне зайти в ДК «Магнезит» и посмотреть выставочное пространство на третьем этаже. Раньше я никогда не была внутри дворца и не знала, что там есть эта невероятная комната, где мы и будем завтра показывать результаты проекта. Это не идеально вставочное, достаточно сложное, но абсолютно захватывающее внимание пространство. Там на потолке потрясающая фреска, посвящённая 1 Мая, и с неё прямо на тебя смотрят люди. Я подумала, что же можно сделать в этой комнате? Она очень специфическая — красные стены, два кусочка сцены и огромная фреска! И я начала про неё думать, что в ней можно поставить. И в итоге само здание ДК, цилиндрическая форма керна и выбранный подход в работе — скульптурный, инсталляционный — натолкнули меня на новую идею. Во-первых, она связана с тем, что на фасаде здания дворца есть великолепные колонны, которые выглядят абсолютно точно так же, как керны. И я думала: если их затянуть тканью с фотопечатью, они превратятся в огромные керны и будут отсылать к классическим мраморным колоннам! Во-вторых, я поняла, что эту идею, появившуюся с подсказки здания ДК, нужно продолжить и в инсталляции.

В итоге задумка Кристины вылилась в целый сюжетный проект, развитие которого начнется с фасада ДК «Магнезит», а кульминация развернется в выставочном зале. Перед зрителями предстанет «портал» из двух колонн высотой по 2,3 метра, выполненных в римском стиле из тонких металлических прутьев и кусочков кернов. С одной стороны, они впишутся в симметрию, заданную пилястрами, украшающими зал, с другой — станут воротами, приглашающими в другое измерение.

— Металлические колонны спроектированы таким образом, чтобы в них можно было монтировать кусочки кернов, — поясняет художница. — Сначала я хотела их сторцевать, сделав ровные края, но затем решила оставить естественные сломы и разную форму кернов — за счет этого колонны не будут монолитными и плотными, в конструкцию будет попадать свет, но и не будут воздушными. Это даст эффект руинированности, который подчеркнут кусочки кернов, стоящие у подножия колонн, как будто рассыпавшаяся из решетки. Это история про то, что керн — это маленькая руина: он отслужил, показал свой рисунок, его кусочек прошел лабораторные испытания, и на этом всё — дальше керны нигде не используются. На «Магнезите» их специально собирают, чтобы передать художникам. А продолжением инсталляции станет огромное изображение карьера, по которому зритель сможет ходить — так он попадет в другое пространство, другое измерение. Окажется между разными временами: сверху, как участники происходящего процесса, на зрителя будут смотреть герои фрески, отсылающей нас во времена СССР, а под ногами — уходящая перспектива карьера. Это будет интересный момент!

— Этот проект состоялся благодаря помощи огромного количества замечательных людей. Помимо специалистов Группы Магнезит и Фонда «Собрание», помимо коллектива «Арт-Сатки», который приютил меня на все две недели и дал возможность работать с утра до вечера и в будни, и выходные дни, мне помогали многие. Коллектив шахты «Магнезитовая» собирал керны. Технические специалисты и директор ДК Никита Саврулин помогали на всех этапах проекта. Металлические колонны изготовили в Ремонтно-механическом предприятии, работники которого дадут фору по изготовлению арт-объектов многим предприятиям России. Распилить кусочки кернов для «руины» помог Александр Иванович Харитонов из компании «Наш город», а покрыть их лаком — Ксения Фомина из Саткинского политехнического колледжа имени Савина. Кстати, в мастерских колледжа мне тоже понадобилась помощь — мы попросили там тиски. Это были самые сложные и самые невероятные дни, когда художественный замысел воплощался в физическую реальность. Я бесконечно благодарна всем, с кем меня познакомил этот проект, всем, кто помог его осуществить!

*Сайт-специфичное искусство или site-specific art — художественные практики, вдохновленные конкретной локацией, ее архитектурой, дизайном, историей и/или нынешним функционалом.

**Керн — образец горной породы, извлеченный из скважины посредством специально предназначенного для этого вида бурения. Часто представляет собой цилиндрическую колонку (столбик) горной породы.