Главная

Инсталляция «Композиция № 1», 2022 г.

На фасаде дома на улице Солнечной в Сатке создана инсталляция «Композиция № 1». Её автор – московский художник Василий Кононов-Гредин, которого саткинцы и гости города знают по проекту «Сад камней» в Берёзовском карьере.

Художественное оформление фасада дома №1 выполнено в рамках работ по преобразованию улицы Солнечной. Предварительно торцевая стена дома была выкрашена в белый цвет, и на этом фоне появились яркие панели из монолитного поликарбоната. Условно, в композицию собраны двойные оранжевые и фиолетовые полосы, которые на солнце отбрасывают цветные тени. Их исполнение кажется очень простым, но в этой простоте есть не только красота, цвет, объём, движение теней, но и история вдохновения, которая отсылает к авангарду начала 20 века. Работа создана по мотивам рисунков Казимира Малевича.

– Идея проекта появилась в размышлениях о домах, построенных в 50-70-е годы прошлого столетия. Их особенность в простых формах и пропорциях, в основе которых лежит конструктивизм. Идеи функциональности и простоты этого направления в искусстве разработаны Казимиром Малевичем, Ольгой Розановой и многими другими авангардистами, — рассказывает Василий Кононов-Гредин. – Поэтому в нашем проекте было важным не заменить фасад ярким рисунком или, полностью закрыв его, сделать неузнаваемым. Разрабатывая эскизы, я искал такие формы, которые гармонично вписались бы в ту ясную структуру дома, которая была задумана архитекторами.

В поисках художественного решения Василий обратился к рисункам Казимира Малевича, которые он создавал для ткацкой промышленности.

– В его эскизах для тканей видна простота и лаконичность, поэтому мотивом для разработки нашей инсталляции стал один из рисунков Малевича. Он переосмыслен и переработан. При изменении конструкции рисунка для меня было важным сделать его объёмной скульптурой и сохранить то ясное чувство формы, что было на этом эскизе изначально, – поясняет автор инсталляции.

В новом прочтении эскиза наш современник заложил не только новые смыслы, но и развитие образа. Он отмечает, что одна из главных черт его работы – взаимодействие инсталляции с окружающей средой.

– Солнце, облака или туман будут создавать на доме живой отпечаток работы. Материалом для неё выбран монолитный поликарбонат ярких оттенков, гармонично сочетающихся между собой: маджента – ярко-розовый, уходящий в фиолетовый, и насыщенный оранжевый. Они хорошо созвучны друг с другом и именно этих цветов нам часто не хватает во время долгой зимы. 20 панелей размером 4 метра на 20 сантиметров прикреплены к стене на специальные упоры из нержавеющей стали под углом 50 градусов, чтобы при движении по улице с разных сторон инсталляция считывалась. Она хорошо обозревается: и когда мы смотрим на объект прямо, и когда идем или едем вверх или вниз по улице. А свет, проникающий сквозь прозрачный материал, создаёт в инсталляции цветные тени, которые в зависимости от времени суток и освещения по-разному накладываются на белую поверхность дома. Получается живая картина. Цветные тени становятся естественным продолжением идеи живописи, – считает Василий. Он также напоминает, что эта живая игра со светом и природой отсылает нас в детство, когда мы пускали солнечных зайчиков и смотрели на окружающий мир сквозь цветные стеклышки.

– Получился витраж наоборот. Он становится видимым не изнутри помещения, а с наружи, – дополняет художник. – Он будет интересен не только в солнечный день, но и когда будет облачно, будут появляться мягкие цветные тени. Это объект, который живет, изменяется, радует.

Автор назвал свой проект «Композиция № 1» – и это тоже отсылка к нумерованию произведений, которое начали использовать авангардисты 20 века. Они часто называли свои картины одним именем и различали по номерам. Например, у Казимира Малевича – «Супремус № 56», «Супремус № 58», а у Василия Кандинского – «Импровизация 20», «Импровизация 33».